Театр "ЛАНДЫШ"

Суббота, 20.04.2024, 02:14
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS

Каталог статей


Главная » Статьи » Актерское мастерство » Актерское мастерство

О системе К.С.Станиславского
                   
Система Станиславского
и актерское мастерство


Актерское искусство — это вид исполнительного творчества, в котором актеры создают сценические образы (роли) различных людей, а подчас и животных или неодушевленных предметов. Исполняя определённую роль в театральном представлении, актёр как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле. Путём воздействия на зрителя во время театрального представления создаётся особое игровое пространство и сообщество актёров и зрителей. Ораторское искусство - умение оратора, рассказчика красиво и понятно для слушателей, зрителей излагать свои мысли и доносить до них смысл сказанного, умение убеждать.

Истоки актёрского искусства восходят к массовым действам первобытного общества. Хотя в тот момент актёрского искусства как такового не существовало. Наивное человеческое мировоззрение той эпохи приписывало подобным действам магическое значение, способное повлиять на силы природы, принести удачу на охоте или устрашить врага. Распад массовых действ, исполнявшихся всем племенем, на игры и танцы привёл к появлению исполнителей и зрителей.

Актёрское искусство непрерывно эволюционировало. До начала XX века в актёрской игре преобладали шаблонность характеров и типажей. Революцию в актёрском мастерстве совершил основатель МХАТа Станиславский. Он призывал актёров чувствовать, что чувствует герой, буквально «влезать в его шкуру». Внутренний мир героев стал иметь большее значение, чем декорации театра и убранство костюмов.

Основу актёрского творчества (актерского мастерства) составляет принцип перевоплощения. Существуют понятия внешнего и внутреннего перевоплощения, которые, однако, могут быть разделены только условно. По существу, это две стороны сложного творческого процесса, находящиеся между собой в тесной взаимосвязи. В процессе перевоплощения действие, мысль и чувство находятся в неразрывном единстве. Актёр прибегает к помощи грима, костюма (в некоторых видах театра — к помощи маски), вырабатывает интонации, жесты, походку, мимику, передающие с той или иной степенью жизненной достоверности или театральной условности внешность и манеру поведения изображаемого им лица. Но подлинное перевоплощение заключается не только в том, чтобы передать на сцене внешний облик персонажа: актёр раскрывает духовный мир своего героя, показывает его характер, выражает его мысли и переживания.

 

Однажды, когда репетиция очередной постановки в Художественном театре не клеилась, актеры выходили на сцену пустыми, без всякого душевного подъема с потухшими глазами, Константин Сергеевич Станиславский задумался о природе актерского творчества, о том, что принято называть вдохновением. Что же означает это слово? В "Толковом словаре" В.Даля оно объясняется так: ”Вдохновение – высшее духовное состояние и настроение: восторженности, сосредоточение и необычайное проявление умственных сил”.

К сожалению, такое состояние приходит к человеку, художнику, по неведомым причинам, в неожиданное время и отнюдь не по заказу. В русском театре прошлого века символом артиста, игравшего исключительно на порывах вдохновения, навсегда остался легендарный Павел Молчанов. Когда он был в "ударе” – играл великолепно, исторгал у слушателя слезы, потрясал всех. Но современники вспоминают, что иногда Молчанов играл из рук вон плохо: это значило, что вдохновение в тот вечер его не посетило.

Станиславский задумал открыть тайну вдохновения, его загадку, потому что в искусстве актера эта тайна имеет особое значение: полагаться на одно вдохновение – слишком ненадежно и рискованно.

Живописец становиться к мольберту и трудится над своим полотном, когда чувствует, что пришло вдохновение. Композитор набрасывает на нотные листы новое сочинение, когда звуки, мелодии, ритмы складываются в его сознании в стройную систему. С актером дело обстоит иначе.

Вдохновение должно прийти к нему не само по себе, и, скажем, не среди ночи и не во время отпуска, на берегу моря или реки, в определенный час, когда звенят в театре звонки, рассаживаются в креслах зрители ”и, взвившись, занавес шумит”, по выражению А.Пушкина. Следовательно, свое вдохновение артист должен уметь вызывать сам, по своей воле и усмотрению. А значит, должны существовать способы пробуждать в себе душевный подъем, чувство восторга перед предстоящей работой, достигать высшего проявления умственных, душевных и творческих сил. Ну, а все же, что делать, если вы сегодня плохо себя чувствуете? Если болит голова или зуб? Если с кем-то поссорились и настроение – хуже некуда? Как быть? В результате многолетних исканий, размышлений и трудов Станиславский и создал свою знаменитую "систему” воспитания актера – теорию и метод артистической техники.

Что значит техника в применении к таланту? Совершенствование пластики, голоса, дикции, мимики, жеста, слуха. Постоянный, повседневный труд. Пианист репетирует ежедневно помногу часов – тогда он способен выступить в концерте с блеском. Танцовщик тренируется каждое утро подолгу – только тогда тело будет послушно им на сцене. А некоторые драматические актеры думают, что для них этот закон не писан. В свободное от спектаклей и официальных репетиций в театре время, они считают себя "свободными” от искусства. Они теряют профессионализм. Публика постепенно теряет к ним интерес.

Свою систему Станиславский не "придумал”. В течение многих лет он наблюдал за творчеством выдающихся актеров, изучал их работу на подмостках и за кулисами. Беседовал со многими из них. Система Станиславского долгое время выверялась в Московском Художественном театре и его студии, пока не стала достоянием театров нашей страны и многих стран мира. Но до сих пор некоторые недальновидные артисты рассуждают и даже высказываются в таком духе: ”У меня большие способности, это все говорят. Я и без всякой теории и техники сыграю отлично. Талант есть талант”. На самом деле подобные рассуждения – роковая ошибка. Старая французская пословица гласит: "Если у тебя есть мастерство на сто тысяч франков, купи еще на пять су”.

Система Станиславского решает проблему сознательного овладения творческими процессами, исследуются пути ограничивающие перевоплощения актера в образ. Разработаны основные принципы и указаны практические приемы работы актёра над совершенствованием своих внутренних и внешних артистических данных над ролью в Художественном театре и его студии, пока система не стала достоянием театров нашей страны и многих стран мира.

Категория: Актерское мастерство | Добавил: Ландыш (29.09.2009)
Просмотров: 5209 | Рейтинг: 3.9/9
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Актерское мастерство [5]
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика