актерское искусство -искусство создания сценических образов (ролей) в театральных и
других зрелищных представлениях
атмосфера –
эмоциональная окраска каждого действия, сцены, эпизода, всего спектакля.
Зависит от предлагаемых обстоятельств, от события, от сверхзадачи, конфликта,
темпо-ритма, «зерна», взаимосвязана со сквозным действием, зависит от
действующего лица от его характера, способствует созданию целостности
спектакля, фильма
борьба (в
межличностном общении) – активное сценическое действие. Всегда предполагает
преодоление препятствий на пути к достижению цели
вес (тяжелый,
легкий, с достоинством) – подсознательное ощущение веса собственного тела
относительно силы (душевной, физической) человека
внимание – активный
познавательный процесс, необходимое условие органического действия,
осуществляемого с помощью восприятия (зрения, слуха, осязания и т.п.)
воображение –
умение фантазией воздействовать на окружающую сценическую жизнь и изменять ее в
нужном направлении
второй план – это
внутренний, духовный «багаж» человека-героя, с которым тот приходит в пьесу. Он
складывается из всей совокупности жизненных впечатлений персонажа, из всех
обстоятельств его личной судьбы и обнимает собой все оттенки его ощущений, его
восприятий, мыслей и чувств (Немирович-Данченко)
действие - волевой
акт, направленный на достижение какой-либо цели. Разница целей (их
столкновение) ведет к возникновению конфликта, внутреннего или внешнего. Драма
на сцене есть совершающееся у нас на глазах
действие, а вышедший на сцену актер становится действующим
демобилизация, мобилизация
– происходит с изменением веса тела. При мобилизации следует конкретный
поступок, при демобилизации действия не последует
динамика – выход и
переход из одного статического положения в другое. Динамика необходима для
двигательной ориентации в пространстве
жанр – это способ
отражения действительности, угол зрения писателя, режиссера, артиста на жизнь,
«преломленный», запечатленный в художественном образе
задача – хотение в
действии, то есть выполнение своего хотения. Задача должна быть сознательна, а
выполнение ее бессознательно. Чего я хочу, я должен знать, чтобы правильно
исполнять задачу, но как я выполню то, что хочу, я не должен знать
зажим – это
мышечное или умственное напряжение, мешающее органической, достоверной жизни на
сцене, возможности думать и действовать на сцене свободно, целесообразно и
продуктивно
исходное событие –
событие, предшествующее сюжету/фрагменту, определяющее его дальнейшее развитие,
оценку и поведение героев
конфликт – это
столкновение противоборствующих сторон, каждая из которых заинтересована в
удовлетворении своих интересов
мизансцена – способ
отражения сценического действия, способ передачи смысла поступков и чувств
артистов-персонажей, образное отражение особо важных по смыслу моментов
сценического действия. Мизансцена – есть расположение актеров в пространстве
сцены в отдельные моменты спектакля
мышечная свобода –
умение актера естественно выполнять самые разнообразные движения
оценка – первый
момент всякого осознаваемого субъектом действия, когда цель действия
только возникает в сознании (образно говоря, это момент, в течение которого
нужно «уложить в голову» нечто увиденное, услышанное, так или иначе
воспринятое, для того чтобы определить - что же делать, принимая во внимание
новое обстоятельство)
общение – процесс
воздействия партнеров друг на друга, их взаимосвязь
перевоплощение –
это явление временного перехода актера « в действительность» нового лица, в
чужое «Я» – в психику и психологию другого человека,
воспроизведение его в форме конкретного образа – в исполнении данной роли
подтекст – скрытое
содержание текста. Если текст определяет - что говорить, то подтекст определяет
истинный смысл сказанных слов, словесного действия
предлагаемые обстоятельства
– обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные
режиссёром и созданные воображением актёра. «Это фабула пьесы, ее факты,
события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское и режиссерское
понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации и
костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки и прочее и прочее, что
предлагается актерам принять во внимание при их творчестве» (Станиславский)
пристройка (начинается
немедленно после "оценки") - это преодоление физических преград,
препятствий на пути субъекта к его цели (пристройка сверху, снизу, наравне)
психологический жест
– жест, совершаемый в душевной сфере невидимо, психологический жест
служит прообразом физических жестов - частных, видимых, характерных для каждого
отдельного человека
психотехника актера
– его нервная и физическая организация, влияющая на умение воспринимать,
оценивать и осуществлять (внимание, мысль, эмоция, движение, речь) то или иное
творческое задание
режиссерский замысел
– это идейное и художественно-образное предвидение будущего спектакля во всей
его целостности, рождаемое воображение режиссера
ремарка – авторское
пояснение для режиссера, актера, читателя, дающее краткую характеристику места
действия или особенностей поведения персонажей
сверхзадача –
главная всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения задачи,
вызывающая творческое стремление двигателей психической жизни и элементов
самочувствия артисто - роли. Сверхзадача (хотение), сквозное действие
(стремление) и выполнение его (действие) создают творческий процесс переживания
(Станиславский)
сверхзадача спектакля
– РАДИ ЧЕГО ставится данный спектакль. Что должно измениться в зрителе, в
культурной жизни города, страны, мира...
словесное действие
– есть высшая форма сценического действия, общения, самое эффективное средство
воздействия на сознание собеседника, партнера
событие – это то,
что меняет жизнь персонажа, его поведение
статика – включает
в себя ряд застывших поз, имеющих целью воспитание скульптурности тела, и в то
же время служит чисто техническим целям – выработке статического равновесия и
развитию вестибулярного аппарата. От правильных ощущений рождается сознание
неограниченных возможностей тела, его красоты
сценическая речь –выразительное
яркое сценическое звучание голоса актера, которое обеспечивается безупречной дикцией, мышечной свободой и активностью гортани
и глотки; повышенной выносливостью голоса, благозвучием тембровой системы,
объемом звуковысотного диапазона; глубиной и объемностью голоса, и т.д.
сценография – вид
художественного творчества, оформление спектакля и создание его
изобразительно-пластического образа: декорация, материально-вещественные
атрибуты, костюм, грим, маска, другие элементы преображения внешности
актера
сюжет –
трактовка событий в зависимости от замысла автора: это связи,
противоречия, симпатии, антипатии и исходящее из этого взаимодействие человека
с другими людьми, ситуацией, обстоятельствами
театр – (от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище), род искусства,
специфическим средством выражения которого является сценическое действие,
возникающее в процессе игры актера перед публикой
темпо-ритм -
исполнение определенных физических и психических движений, осуществляющих
заданное действие в ограниченном пространстве с установленной скоростью и в
определенном времени. Темп является признаком ведущим, так как именно темп
действия чаще всего характеризует состояние психики человека
фабула – «сухой»,
объективный пересказ основных моментов действия, событий – в их естественной
связи и последовательности
характерность –
физическая характеристика образа, возникающая как результат, как форма
проявления его внутреннего содержания